галерея имени якова чернихова
ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(1926–1941)
На протяжении 1920–30 гг. Яков Чернихов занимался производственно-проектной работой в Ленинграде, получив уникальную возможность изучить и проанализировать все аспекты промышленной и гражданской архитектуры. Он утверждал, что «огромное разнообразие архитектуры индустрии создает самые благоприятные условия для творческих работ зодчего». Из общего количества выполненных под его руководством проектов (преимущественно промышленного характера) свыше 60 были созданы им лично.


В начале 1930-х гг. Чернихов разрабатывает серию проектов для ключевых объектов индустриализации — металлообрабатывающих заводов. Среди наиболее значимых:
  • ленинградские заводы «Знамя труда» и «Красный гвоздильщик» (Сталепроволочный и Канатный цеха, 1928–30);
  • Белорецкий металлургический завод (Башкирия);
  • Уральский алюминиевый завод (форпроект).


«Промышленные сооружения, ограниченные определенными жесткими функциями своего технологического процесса, выработали свою архитектонику, свои детали и свою "индустриальную красоту"», — отмечал Чернихов.


Особое место в его наследии занимает проект Канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик» (1929–1931) — один из немногих сохранившихся образцов ленинградского конструктивизма. Интересно, что именно с этого объекта началось знакомство Захи Хадид с архитектурой Петербурга после вручения ей Притцкеровской премии в Эрмитаже — ведь её творчество формировалось под влиянием русского авангарда.


Среди значимых проектов для химической промышленности:
  • Ленинградский завод серной кислоты «Красный химик» (крупнейший в СССР);
  • Пермский хромпиковый завод;
  • Невский химический комбинат;
  • Хлорный и Костеобрабатывающий заводы в Ленинграде.

Архитектор Игорь Фомин вспоминал: «Когда Чернихов работал в Гипрохиме, я с ним там иногда встречался. Проекты, которые там делались, носили довольно утилитарный характер. Но эскизы к ним чисто фантазийного плана сопровождали каждый проект в огромном количестве. Создавалось ощущение, что все эти конкретные задачи не более как темы начала мелодий, которые он "озвучивал"».


Как руководитель архитектурной мастерской Ленпроекта Чернихов участвовал в:
  • разработке проектов жилых кварталов согласно генплану развития Ленинграда;
  • создании проектов научно-исследовательских институтов и школ;
  • реконструкции Главного здания Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта;
  • проектировании Механической и Химической лабораторий;
  • создании Библиотечного корпуса института.


«Экономические ограничения не страшны тому зодчему, который сумеет талантливо развить свою мысль, сообщив всему сооружению и его отдельным деталям гармоничное единство. Понятие красоты в наше время определяется не стоимостью материалов, не их богатством и редкостью, но композиционной и конструктивной целесообразностью, выразительностью, закономерностью и законченностью», — писал Чернихов.
Made on
Tilda