В 1912 году, обучаясь в Одесском художественном училище, Яков Чернихов увлекся построениями классического орнамента, который стал для него своеобразным фундаментом, позволившим развить в новых направлениях вопросы графических изображений.
«Основные принципы построения классического орнамента (симметрия, ритм, повторение и пр.) слишком ограничивали собою диапазон работы и не давали простора для дальнейших продвижений. Отказавшись от этих принципов и заменив их другими — новыми, я путем больших экспериментов обнаружил необычайно богатую область, где композиционно-творческий метод нашел для себя неограниченный простор. Я заменил симметрию — асимметрией, а ритм повторения — ритмом соотношений».
Экспериментируя над созданием «нового орнамента», Яков Чернихов разработал принципы построения сложнейших композиций из беспредметных элементов и создал систему, «в корне изменившую всю "подоплеку" конструирования изображения», назвав этот новый вид графического искусства «Эксприматикой». В авторской трактовке термин означает наилучший способ выражения — от французского глагола exprimer.
«Точка, линия, плоскость, поверхность и объем — вот основные элементы эксприматического черчения».
«Мы воспользуемся возможностью компоновать вне предмета, компоновать в равновесии пятна начертания, компоновать в ритме частей изображения между собой, устанавливать особый закон игры в элементах начертания, оживлять бесплотные композиции динамическими свойствами разрешаемых нами задач — иными словами, мы будем компоновать "супрематически"».
Основы супрематического подхода к разрешению графических построений были изложены Я. Черниховым в книге «Искусство начертания», ставшей манифестом беспредметной графики (Издательство Академии Художеств, 1927 г.). Выход книги сопровождался огромной выставкой работ (около 3000 экспонатов) из циклов «Эксприматика» и «Аристография», которая была устроена в Ленинграде Академией Художеств в залах бывшей Кушелевской галереи.