ГАЛЕРЕЯ ИМЕНИ ЯКОВА ЧЕРНИХОВА
МЕТОД КОМПОЗИЦИОННОГО СОЧИНИТЕЛЬСТВА
ЯКОВ ЧЕРНИХОВ
«Мы должны воспитывать не производителя, а потребителя искусства»
В 1914 г., работая в городских и коммерческих школах и одновременно обучаясь на живописном отделении Академии художеств и на Высших педагогических курсах Академии, Яков Чернихов начинает разрабатывать и внедрять в практику собственный педагогический метод, названный им «методом композиционного сочинительства», как основу обучения графическим, а затем и пространственным дисциплинам.


Уже в начальной стадии своих изысканий он заметил, что изучение искусства начертаний с большим трудом усваивается учащимися теми способами, которые существовали в учебной программе. Отвергая «метод копиизма», он предлагал своим ученикам не копировать построение, а «компоновать» его. Утрируя термин «композиция», что в переводе с итальянского означает «сочинение, отличное от ранее известного», он утверждал, что «только раскрыв сочинительские способности ученика и научив его самостоятельно мыслить графически, можно выявить огромные творческие возможности, заложенные в каждом человеке».


Развивая абстрактное, композиторское мышление на базе супрематических, т.е. беспредметных построений и комбинаторных приемов, он, по свидетельству современников, в течение полугода обучал вчерашних крестьян и рабочих самостоятельно решать сложные композиционные задачи.


С помощью специально разработанных «графических задач» Я. Чернихов раскрывал перед учащимися огромное пространство возможностей для индивидуальных подходов к выполнению задания, тем самым предоставляя легчайший способ изучения основ графического искусства: «Мне удалось доказать, что графической грамотности можно также научиться, как можно человеку вообще стать грамотным».


Пристрастие Чернихова к рукотворному графическому искусству основывалось на его уверенности, что графическая грамотность не менее важна, чем письменная. Он был убежден, что в двадцатом веке графика станет основным подлинно международным языком цивилизации, за десятилетия предвосхитив своими изысканиями появление оп-арта и компьютерной графики.
Заповеди графики:

  1. Никогда не копируй там, где можешь сочинить.
  2. Никогда не бойся «по-новому» выразить свои представления графическим путем.
  3. Всегда наблюдай, всюду изучай, везде ищи ответа и совершенствуй себя в избранной тобою специальности.
  4. Объясняй рисуя, обучай образами, поясняй графическими примерами и убеждай графикой, так как она является самым лаконичным языком.
  5. Лучшими нашими учителями являются наши ученики, дающие самостоятельные достижения.
  6. Графическое искусство тем прекрасно, что допускает применение всяких условностей, всяких отрицаний и всяких течений.
  7. Везде, всегда и всюду заменяй слово графикой.
  8. Язык графики международный — улучшай всеми доступными тебе мерами этот язык.

Яков Чернихов
Made on
Tilda